В областном художественном музее открывается выставка, посвященная 140-летию со дня рождения Михаила Беляева. Михаил Дмитриевич - теоретик музейного дела, организатор и первый заведующий Литературного музея Российской академии наук (Пушкинского дома). Он принимал активное участие в формировании собрания Ульяновского художественного музея.
Будущий подвижник родился в Симбирске в семье надворного советника, писателя и переводчика по экономическим и юридическим вопросам Дмитрия Беляева и дочери симбирского нотариуса Елизаветы Суровой. Когда Мише было три года, Беляевы переехали в Санкт-Петербург, там оба сына получили образование сначала в Ларинской гимназии, затем в университете. Следуя по стопам отца, Михаил окончил юридический факультет, а кроме того, прослушал курс лекций на историко-филологическом факультете и осенью 1917-го поступил на курсы при Главархиве. К тому времени он уже был знаком с одним из основателей первого музея Пушкина на Мойке Борисом Модзалевским, и тот пригласил Беляева участвовать в формировании коллекции этого нового научного учреждения. "Общий дух эпохи должен быть по возможности соблюден во всем, начиная от окраски стен и кончая последним стулом", - писал Михаил Дмитриевич об обустройстве музея.
С раннего детства Беляев хранил особое, личное, отношение к Александру Сергеевичу, "знакомство" с которым, как он вспоминал, началось в Петербурге на Пушкинской улице - будучи четырех лет от роду Миша наблюдал из окон родительской квартиры, как дворник влезал за ограду памятника поэту зимним утром и, "тыкая метлой в бронзовое лицо", сметал с него снег. "Мне как-то всегда было немного жутко глядеть на эту операцию, - рассказывал Беляев, - и я осведомился у старших, кто такой Пушкин и за что его подвергают столь суровому обращению. Мне ответили, что это был знаменитый писатель и притом дед - дядя тех самых Веры, Нади, Саши и Лёвы Пушкиных, которые часто бывали у нас".
В 1918 году Беляев был командирован в родной Симбирск. Будучи уполномоченным Главархива, эмиссаром Наркомпроса по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, он занимался выявлением и организацией вывоза культурных ценностей из прифронтовой губернии в центральные хранилища Ленинграда и Москвы. Организовал и возглавил губернский архив, стал одним из основателей Симбирского художественного музея. В 1921 году при активном участии Беляева из Главмузея в Симбирск были переданы такие шедевры, как портрет баронессы Клодт работы Карла Брюллова, картина "Иоанн Креститель", приписываемая нидерландскому художнику XVI века Яну Ван Скорелю, эскиз утраченной картины Ильи Репина "Искушение" ("Иди за мною, сатана"). Позднее, работая в Институте русской литературы, Беляев способствовал передаче из Пушкинского дома в Ульяновск картин Шишкина, Поленова, рисунков Бенуа, Бакста и других художников. Из Государственного музейного фонда и Пушкинского дома при посредничестве Беляева поступила большая коллекция фарфора Мейсена, Севра, Вены, около 60 листов западноевропейской графики XVI-XIX веков и 30 картин испанских, итальянских и голландских мастеров. Основная часть этих работ представлена на нынешней выставке "От Рафаэля до Репина".
Вернувшись в Питер, Михаил Дмитриевич десять лет проработал ученым хранителем Пушкинского дома. Осенью 1929-го Беляев был арестован по сфабрикованному "академическому делу" и приговорен к десяти годам заключения с конфискацией имущества. Когда осужденный отбывал срок в Соловецком лагере, о его освобождении хлопотал перед Сталиным художник Михаил Нестеров, дочь которого была первой женой Беляева. Досрочно был освобожден в феврале 1933 года без права проживания в двенадцати городах, а полностью реабилитирован лишь посмертно 30 июня 1989 года.
После освобождения в феврале 1933-го Беляев поселился в Ростове-Ярославском, откуда вел работу в Литературном музее Москвы в качестве научного сотрудника, принимал участие в подготовке Всесоюзной Пушкинской выставки и издания академического собрания сочинений поэта. В годы Великой Отечественной войны жил в эвакуации в Ульяновске, где начал работать над воспоминаниями о своей деятельности в Пушкинском доме.
Михаил Дмитриевич умер в Серпухове после тяжелой продолжительной болезни на 72-м году жизни. Серпухов был крайней точкой Московской области, где его жене, отбывшей восемь лет заключения в карагандинских лагерях, разрешили поселиться.