Выборы как социокультурный феномен связаны с каждым
этапом истории человечества, начиная с самых древних
сообществ и заканчивая цивилизацией нового времени.
В различные эпохи это слово имело различное определение,
нередко весьма далекое от современного.
Гадание на бобах
Истоки современных выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме, где свободные граждане были обязаны участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием на собрании, приобретала силу закона.
В Древней Греции применялись открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. "Бюллетенем" был боб: белый означал "за", черный - "против". В Афинах существовал еще один тип тайного голосования - суд черепков: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным.
В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своем желании баллотироваться. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом: кандидат облачался в белоснежную тогу (она называлась "candida", отсюда и название слова), что символизировало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. В день голосования каждый избиратель получал маленькую дощечку - избирательный бюллетень - писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Афинская демократия была прямой и непосредственной. Любой гражданин теоретически имел право участвовать в решении важных государственных вопросов. Избирательные процедуры соответственно имели форму и содержание, отличные от современных. Афинские граждане не делегировали свои властные полномочия депутатам, как это происходит сегодня в большинстве стран. Голосуя, они формировали государственные институты, утверждали или отклоняли кандидатуры на занятие выборных должностей. Однако эти институты не имели самостоятельной власти. Они выполняли решения Народного собрания, исполняли законы. Их полномочия были четко оговорены и ограниченны временными рамками; должностные обязанности исполнялись, как правило, не единолично, а коллегиально. Все, кто участвовал в управлении государством, должны были отчитываться о своей деятельности.
Античные принципы гражданской свободы, равенства активно использовали и в Римской республике. Высшим носителем государственного суверенитета в республике считался римский народ, который выражал свою волю через народные собрания (комиции). Комиции принимали и отменяли законы, заключали мир и объявляли войну, избирали магистратов и жрецов, проводили культовые мероприятия, разбирали апелляции на решения суда.
Мудрейших - в совет
В средневековой Европе государственные и общественные институты претерпели существенные изменения. У германских племен процветала "военная демократия". Каждый полноправный член германского племени лично и непосредственно принимал участие в управлении, выступал носителем народовластия. На народном собрании выбирали старейшин, военных вождей и королей. Народное собрание имело право выносить решения по вопросам войны и мира и осуществлять судебные функции.
У франков эволюция народных собраний происходила в направлении усиления государственной власти и отлучения широких народных масс от участия в делах государства. В англосаксонских королевствах элементы "военной демократии" сохранялись гораздо дольше, прежде всего, в системе местного самоуправления и судебно-административного устройства.
Таким образом, для раннего средневекового общества было характерно слабое развитие избирательных принципов. Процедура избрания нередко означала лишь согласие и одобрение предложенной кандидатуры. Но с возникновением средневековых городов выборы и избирательные процедуры в Западной Европе получили значительный импульс к развитию. Это было связано с новой организацией власти. В городах стали формироваться собственные органы самоуправления и суды. Характерными институтами городского самоуправления стали советы и возглавляющие их мэры. Избирательные правила были достаточно жесткими. Во многих коммунах кандидаты не могли отказаться от избрания.
Для избирательной системы Флорентийской республики были характерны многоступенчатая жеребьевка и краткосрочность магистратур. В Венецианской республике народное собрание избирало дожа - пожизненного правителя республики и Совет мудрейших - орган с законодательными функциями. В формировании политических институтов принимали участие все свободные граждане, достигшие 20-летнего возраста. Использовались особые избирательные процедуры.
В период эпохи Великой Французской революции избирательное законодательство получило значительное развитие. Конституция 3 сентября 1791 г. впервые в истории предоставила значительной части населения страны реальную возможность непосредственно участвовать в выборах различных органов власти - от местных до государственных. Философские и политические идеи Просвещения постепенно конституировались во французском законодательстве.
Законодательство французской революции имело огромное значение для формирования избирательных систем нового времени. Основные права личности, впервые сформулированные в "Декларации прав человека и гражданина", стали достоянием всего человечества. В организации государственной власти произошли изменения, положившие начало формированию современных избирательных систем на основе разделения властей, выборов законодательных и судебных органов. На этой основе на протяжении XIX в. в Европе активно проводились реформы избирательного законодательства. Большинство современных избирательных процедур во многом было сформировано в XIX в.
Вначале было вече
На территории России в античные времена располагалось три заповедных комплекса античного времени: Танаис (Ростовская обл.), Гермонасса и Гориеппия (Краснодарский край). Особое место среди них занимал Танаис. Высшие должностные лица в Танаисе были выборными. Глав магистрата выбирали две самоуправляющиеся общины. Общины объединяли не только элиту общества, но и рядовых граждан. Право гражданства было важнее богатства и влияния. Любой свободный гражданин города обладал правом избирать и быть избранным в магистрат.
Политическая жизнь Древнего Танаиса вошла в историю человечества в качестве одного из первых удачных и наглядных примеров демократического правления. Именно на земле древних танаитов сложились основные понятия демократии: верховенство закона, выборность властных органов и должностных лиц, активное участие граждан в решении государственных вопросов.
Историю выборов непосредственно в России принято отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Хотя и раньше вечевые собрания, как политический институт, решавшие важнейшие вопросы местного и государственного значения, имели широкое распространение на Руси. Но именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты. Там избирались должностные лица - староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться "за" или "против" предложений, сформулированных исполнительной властью.
В XVI-XVII вв. выборы и избирательные процедуры в Русском государстве получили юридическое оформление, и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства. В 1497 г. был принят общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI в. реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления - губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов.
Особое место среди органов государственной власти в XVI–XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом, формировавшимся по принципу участия, по должности и общественно-политическому положению, а также по принципу выборного территориального и сословного делегирования. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц, но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости.
Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Они проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией.
На равных
Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Не получили избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, губернаторы, градоначальники, служащие полиции.
5 декабря 1936 года была принята новая Конституция СССР, где было записано: "Все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав". Отдельными статьями гарантировалось соблюдение избирательных прав женщин и военнослужащих. Предусматривалось избрание депутатов "по избирательным округам", но право выдвижения кандидатов было предоставлено лишь общественным организациям и "обществам трудящихся".
В соответствии с новой Конституцией избирательная система страны менялась самым радикальным образом. Во-первых, предстояло перейти от многоступенчатых выборов к прямым. Во-вторых, отменялись ограничения классового характера и провозглашалась всеобщность выборов. Категория "лишенцев" отходила в историю. В-третьих, голоса избирателей стали равными, то есть каждый гражданин имел один голос. В-четвертых, голосование стало тайным.
На протяжении всего советского периода сохранялось и использовалось право избирателей на отзыв депутата, не оправдавшего доверия большинства избирателей. Депутаты должны были регулярно отчитываться перед избирателями, прислушиваться к голосу масс, к критике снизу, реально заниматься нуждами избирателей, решением их проблем.
Сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. В годы советской власти избиратели не выбирали, а избирали - в бюллетене стояла только одна фамилия, что превращало выборы в формальность. И только в 1989 году впервые выборы прошли на альтернативной основе. Тогда же была создана Центральная избирательная комиссия.