Сергей Борисович БАКЛАНОВ, проректор по качеству и новым технологиям образования, кандидат технических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Осуществляет координацию деятельности УлГУ по следующим основным направлениям: совершенствование системы менеджмента качества УлГУ; развитие системы стратегического и оперативного планирования УлГУ; участие УлГУ в национальных и мировых академических рейтингах; разработка и внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов; развитие системы открытого образования.
Среди не слишком радостных новостей, которыми изобилует наше время, подчас появляются и вполне оптимистичные. Вот, скажем, недавнее сообщение (http://www.cicerobook.com/en/ranks) о том, что по результатам мирового ранжирования университетов в рамках международной программы Global World Communicator (GWC). Education and Science Ульяновский государственный университет вошел в TOП-10 лучших российских вузов, заняв шестое место, и в TOП-500 лучших мировых университетов, заняв 324-е место.
Как удалось того добиться? Об этом и вообще о рейтингах с проректором УлГУ Сергеем Баклановым беседует корреспондент "Литературной газеты" Жан МИНДУБАЕВ.
– Сергей Борисович, прежде чем спрашивать вас об этом успехе УлГУ, хотелось бы сначала поговорить о модной ныне теме "Рейтинги". Словари так объясняют изначальную сущность этого термина: "Числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта или явления…". Но почему определение рейтинговой "важности или значимости" (стран, корпораций, политических персон и так далее) становится ныне столь важным?
– Вы ставите вопрос в широком смысле. Я отвечу на него применительно к высшей школе и с позиций отношения к рейтингам в УлГУ.
Хотя результаты рейтингов не учитываются при государственной аккредитации и лицензировании вузов, участвовать в них нужно, и вот почему.
Не только из-за того, что академические рейтинги в последнее время привлекают все большее внимание руководителей российской системы высшего образования, хотя и это тоже важно. Рейтинги совсем не из простого любопытства "а ну-ка, посмотрим, кто есть кто" интересуют и ректоров университетов. Они понимают, что лучших студентов, увеличенное финансирование, престиж и так далее получают те вузы, которые занимают высокие позиции в рейтингах. Именно в них желают поступить наиболее успешные выпускники школ. А студенты воспринимают высокие позиции в рейтингах как свидетельство лучшего качества образования, дающего возможность лучшей карьеры.
Поэтому необходимо эффективно позиционировать свои имиджевые конкурентные преимущества не только на внутреннем региональном, но и на федеральном и даже на международном информационном поле, повышая привлекательность бренда своего университета, в первую очередь в глазах абитуриентов, студентов и их родителей.
Рейтинги помогают расширить известность, определить место и значимость вуза на мировой арене образования и науки. Наши партнеры из зарубежных университетов всегда нам говорят: "У вас хороший вуз. Почему вы так мало говорите мировому академическому сообществу о ваших преимуществах и достижениях?".
То, что рейтинги позволяют продвигать бренд и проводить эффективную коммуникацию своих достижений, – это, конечно, очень важно для университетов. Но главное все-таки не в этом. Результаты рейтингов – это уже следствие, некая интегральная оценка самой деятельности вузов. Поэтому весьма существенна роль рейтингов в системе определения приоритетов развития вузов и уровня качества образования в них. Они как бы подталкивают, стимулируют к совершенствованию результативности своей деятельности, повышают качество управления, задавая определенные векторы в стратегии развития вузов.
Рейтинги способствуют созданию независимой системы оценки качества и общественной аккредитации вузов в соответствии с требованиями рынка труда – в последнее время это также весьма актуально.
Поэтому мы стараемся участвовать во всех существующих рейтингах, различных мониторингах и конкурсах, рассматривая их как один из инструментов стратегического позиционирования и глобального брендинга университета с целью повышения своей конкурентоспособности (акцент на этом слове). Действительно, рейтинги дают хорошую основу для сравнения и анализа своих сильных или слабых сторон на фоне не только наших конкурентов, но и более сильных вузов, к уровню которых мы стремимся. Ведь, согласитесь, невозможно двигаться вперед, не зная своих слабых позиций, не оценивая по достоинству свои конкурентные преимущества.
– А в какой мере можно доверять рейтингам?
– Дело даже не в доверии… Да, приятно видеть наш УлГУ на более высоких позициях, чем занимают "могучие" брендовые российские университеты (например, в рейтингах GWC, ARES). Почему так происходит? Может быть, из-за небрежности или неполноты представления данными вузами статистической информации. А может быть, срабатывают сложившиеся стереотипы – раз вуз (как правило, московский) имеет известный бренд, значит, он должен быть лучшим… Но старые именитые вузы имеют тенденцию "бронзоветь". А между тем многие новые университеты, в том числе региональные, за последнее десятилетие сделали существенные рывки в своем развитии и добились впечатляющих результатов. Без ложной скромности считаю, что в их числе находится и УлГУ. Сегодня прогрессирующая динамика развития жизнедеятельности УлГУ отчетливо видна во всех направлениях – образовании, науке, международном сотрудничестве, административно-хозяйственной деятельности и прочих сферах. Так что, может быть, мы находимся в плену ложных стереотипов и себя недооцениваем?
Доверять или не доверять рейтингам? Конечно, степень доверия к тому или иному рейтингу определяется его репутацией. А к рейтингам надо относиться как к свершившимся фактам, которые уже опубликованы и доступны широкой общественности. Вне зависимости от того, доверяет им вуз или не доверяет, на результаты он уже повлиять не может. Но на самом деле рейтинги более актуальны не столько для самих вузов, сколько для абитуриентов, студентов и их родителей, а также для работодателей – собственно, для них они и составляются. Потому что только им отвечать на вопросы: "Куда поступать?", "Где лучшее качество обучения?", "Выпускников каких вузов охотнее принимают на работу?". Вот главное.
Поэтому вузы должны постоянно совершенствовать свою деятельность. И тогда продвижение позиций в рейтингах определится само собой.
– Ну в таком случае, за какие заслуги ваш "универ" (как выражаются студенты) вдруг попал в число лучших вузов не только России, но и мира? Как вы этого добивались?
– Могу сказать, что УлГУ в хорошем смысле достаточно амбициозный вуз. Мы всегда ставили перед собой высокие и смелые цели и последовательно двигались по пути их достижения. А иначе было нельзя – мы за свою короткую 26-летнюю историю не стали бы тем университетом, каким являемся сегодня. Действительно, в настоящее время УлГУ очень неплохо смотрится на фоне не только региональных, но и центральных российских университетов.
В российском масштабе это подтверждается позициями в национальных системах ранжирования. Несмотря на их различие, в течение последних четырех лет наш вуз уверенно входит в TOП-100 лучших российских университетов, занимая в среднем 60-90-е места. В это число УлГУ попал как только сформировались независимые национальные рейтинги ("Интерфакс" – "Эхо Москвы" с 2009 г., "Эксперт РА" с 2012 г.), которые в настоящее время являются самыми известными и признанными в России.
– Хорошо, поставим вопрос по- другому: какие позиции вашего университета являются наиболее значительными при сравнении с другими российскими университетами?
– Конечно, главная наша заслуга – формирование высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава и грамотной эффективной команды управленцев. То есть человеческий капитал, который и формирует все сильные позиции университета.
Одной из них является значительный научно-инновационный потенциал, которым мы по праву гордимся и который по удельным показателям (в расчете на одного научно-педагогического работника) находится в одном ряду с ведущими университетами страны.
– Это подтверждается?
– Да, конечно. Например, в 2012 году УлГУ наряду со ста тремя ведущими российскими университетами участвовал в апробации новой модельной методологии рейтингования вузов, разработанной Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва). Сам факт приглашения УлГУ в этот проект говорит о признании вуза одним из лучших в стране наряду с федеральными, национальными исследовательскими университетами и ведущими высшими учебными заведениями "второй волны", к которым относится и УлГУ. По результатам реализации этого проекта УлГУ занял 71-е место в общем рейтинге и 30-е место по оценке научной деятельности.
Другой пример. В феврале были опубликованы результаты национального рейтинга научно-практической результативности российских вузов, составленного независимой исследовательской группой (руководитель – профессор Е.В.Балацкий, ГУУ-ВЦИОМ, г.Москва) при финансовой поддержке РГНФ. УлГУ занял 39-е место.
Таким образом, видно, что результаты разных рейтингов по оценке научной деятельности УлГУ хорошо коррелируют друг с другом, выводя наш университет по этому критерию на 30-40-е позиции в России.
– Вот мы и подошли к теме включения вашего вуза в TOП-500 лучших мировых университетов. Как УлГУ выглядит на мировом уровне?
– Несмотря на все сложности участия российских университетов в мировых рейтингах, в последнее время УлГУ стал пробиваться и в них.
В декабре прошлого года составлен мини-рейтинг QS University Rankings BRICS – первый международный рейтинг университетов стран – членов БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). По критерию "иностранные студенты" УлГУ вошел в 100 лучших вузов БРИКС, заняв 98-е место.
В настоящее время в УлГУ обучаются 306 иностранных граждан из 25 стран ближнего и дальнего зарубежья. Это, кстати, тоже сильное направление нашего университета, развитие которого пока сдерживается объективными обстоятельствами. Для увеличения доли иностранных студентов с нынешних 3,7% до необходимых 10-20% требуется строительство дополнительных студенческих общежитий и формирование полноценных университетских кампусов с необходимой социальной инфраструктурой.
Если продолжать тему сильных сторон УлГУ, мировые рейтинги также отмечают хорошие информационно-коммуникационные возможности интернет-страниц официального сайта УлГУ. Например, по результатам рейтинга Webometrics наш университет занимает в среднем 30-е места среди российских вузов и 2100-е – среди всех мировых вузов (более 21000).
В ноябре УлГУ принял участие в мировом рейтинге высших учебных заведений ARES, составляемом по европейскому стандарту Европейской научно-промышленной палатой. В феврале опубликованы результаты за 2013 год. УлГУ вошел в группу университетов с рейтингом А+ (один из высших уровней – как говорится в комментарии, в этих вузах наряду с высококачественным образованием студенты вовлечены в научную деятельность, имеющую практическое применение), заняв 13-е место из 58 российских вузов в общем ранжировании.
Ну и, наконец, расскажу о результатах участия УлГУ в мировом ранжировании университетов в рамках международной программы GWC. Рейтингование вузов проводилось в три этапа. По итогам и совокупности всех трех мы вошли в ТОП-10 лучших российских вузов, заняв шестое место, и в ТОП-500 лучших мировых университетов, заняв 324-е место с итоговым рангом, равным 39,64.
– Обычно после определенных успехов и человек, и даже целые сообщества успокаиваются, как бы снижают градус своих устремленностей и целей. Ну а затем следуют ностальгически закономерные горделивости типа "...были когда-то и мы рысаками..." Ульяновский университет такая судьба не ждет?
– Известно, что вузы сейчас выступают полноправными субъектами рынка и работают в условиях жесткой конкуренции, усугубляемой последствиями экономического кризиса и демографического сжатия. В этих условиях успокаиваться – это значит обречь вуз на весьма неясное будущее.
В бизнесе есть такое высказывание: "Чем успешнее твое предприятие, тем быстрее ты взращиваешь себе конкурентов". Поэтому нужно не снижать градус своих целеустремлений, а наоборот – значительно поднять. УлГУ предстоит реализовать очень много масштабных проектов в науке, образовании, строительстве – с целью укрепить позиции нашего университета в группе лидеров российского высшего образования и значительно повысить свою конкурентоспособность.
Для этого мы развиваем вуз как инновационный университет исследовательского типа международного уровня и стремимся занимать еще более высокие рейтинговые позиции в национальных и мировых академических рейтингах. Для достижения этой цели принята "Программа повышения конкурентоспособности университета до 2020 года".