Музеи заповедника "Родина В.И.Ленина" нередко организуют выставки одного экспоната. На сей раз музейщиков вдохновила подлинная литография, выполненная в 1820-х гг. В эти дни ее можно увидеть в музее метеорологии (ул. Л.Толстого, 67).
Авторы произведения – французский живописец Орас Верне, романтик и реалист, сын знаменитого художника Карла Верне, и Годфруа Энгельман, литограф, считающийся изобретателем хромолитографии.
На гравюре изображен огороженный забором двор, в котором астролог устроил свое рабочее место: стол с книгами, глобус, планшет с астрологическими схемами. Лысеющий мужчина в домашнем халате и тапочках через подзорную трубу смотрит на небо. Увлекшись наблюдениями, он оказался на краю расположенного рядом колодца и через мгновение рухнет в круглую шахту. Изображение окантовано тонкой черной рамкой, внизу – имена художника и литографа, надпись на французском языке.
Юмористическая составляющая позволяет назвать сюжет типично французским. Во Франции, как и в других странах Западной Европы, всегда были широко распространены эстампы. Зачастую они не были высоким искусством, их изготовляли многочисленные ремесленники. Графика была популярным носителем визуальной информации, предметом украшения жилища. Чтобы сбыть товар, нужно было заинтересовать потребителя, откликаясь на настроения покупателей. Французской традицией были сатира и юмор. Французы шутили по любому поводу. Например, в 1814 году вошедшие в Париж победителями русские казаки видели множество гравюр с карикатурами на себя. И это было не проявлением протестного настроения французов против победившей вражеской армии, а всего лишь проявлением традиции.